Белые ночи Александр Блок

 

img_preview

Руслан Богатырев // Сольный web-альбом «Александр Блок. Белые ночи» (2019)

Аранжировка: Олег Князев, Сергей Каминский / Дизайн обложки: Анна Байбакова.
Дата выпуска: 7 августа 2019 г.

I. Ночи белые — Лишь мечтанье о далёком

 1. Белые ночи(муз. Александр Суханов)/ С.-Петербург
 2. Повесть ласковой любви(муз. Кирилл Молчанов)/ С.-Петербург
 3. Девушка пела в церковном хоре(муз. Эннио Морриконе)/ Кронштадт

II. Ночи чёрные — Воск души блаженной тает

 4. Лучезарное виденье(муз. Фридерик Шопен)/ Флоренция
 5. Ты в эти дни была моя(муз. Александр Суханов)/ фильм-романс
 6. Моя любовь, моя царица(муз. Александр Суханов)/ фильм-романс

III. Ночи голубые — В прозрачную ночь

 7. Лебединая песня(муз. Игорь Двуреченский)/ фильм-романс
 8. Заколдованная любовь(муз. Ольга Никитина)/ фильм-романс
 9. На закате(муз. Александр Суханов)/ фильм-романс
IV. Ночи светлые — Когда в Неву глядят мосты

 10. Нет, я не жду любви ответной(муз. Александр Суханов)/ фильм-романс
 11. Твоё лицо(муз. Игорь Двуреченский)/ фильм-романс
 12. Твои бессонные глаза(муз. Игорь Двуреченский)/ фильм-романс

V. Ночи огневые — В реке ночной моих живых стихов

 13. Кармен(муз. Евгений Дога)/ танго
 14. Соловьиный сад(муз. Александр Суханов)/ вальс
 15. Пойми же(муз. Марио Клавель)/ румба, фильм-романс

VI. Ночи синие — Помнишь ли синюю дымку вдали

 16. В этой бездонной лазури(муз. Энрико Росси)/ С.-Петербург
 17. Помнишь ли ты(муз. Дмитрий Шостакович)/ С.-Петербург
 18. Вдохновенья обманутых дней(муз. Александр Суханов)/ С.-Петербург

СФИНКС

Шевельнулась безмолвная сказка пустынь,
Голова поднялась, высока.
Задрожали слова оскорблённых богинь
И готовы слететь с языка...

Преломилась излучиной гневная бровь,
Зарываются когти в песке...
Я услышу забытое слово Любовь
На забытом, живом языке...

Но готовые врыться в сыпучий песок
Выпрямляются лапы его...
И опять предо мной — только тайный намёк —
Нераскрытой мечты торжество.

/ Александр Блок, 8 ноября 1902 г. /

Русская и западная музыка принципиально отличаются в своих истоках, в своих акцентах и приоритетах. К сожалению, сегодня у нас это понимание во многом утрачено. Мы редко ценим ту самобытность, которая нам досталась по наследству.

Русская музыка в своих истоках не просто духовно-возвышенная, но изначально служила нетленной бумагой, вечным носителем слова исповедального. Формировалась вне любого музыкального инструмента. Лишь распетое слово и человеческий голос, устремлённые ввысь, к самому Небу.

Кармен-романсы, отдавая приоритет Слову над Музыкой, но при этом не затмевая её, помогают улавливать тончайшие оттенки безмолвного хрустально-чистого мира, слушать и внимать мудрости тишины…

Русские кармен-романсы создаются по образу и подобию флорентийской мозаики — уникальной технологии камнерезного искусства, зародившейся под покровительством семейства Медичи во Флоренции, легендарной колыбели эпохи итальянского Возрождения. Мозаики из драгоценных и полудрагоценных камней разных форм, состыкованных в единый рисунок так, что граница между ними практически незаметна.

Эрмитажная музыка, кармен-романсы, поэтическая инкрустация, триарты (тройки произведений), выразительное распетое слово (интон), фильмы-романсы на основе шедевров советского кино, пейзажные и танцевальные видеоминиатюры, выпуск именно web-альбома… Всё это детали. Возможно важные. Но они не должны затмевать главного: преклонения перед Словом.

Анатоль Франс весьма тонко раскрыл самую суть высокой поэзии: «Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают. Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас». Ту же мысль можно уловить и в записных книжках Александра Блока: «Cтихи — это молитвы».

Но именно молитвенность (небесная возвышенность слова, звука, наших помыслов) — как раз то, что сегодня стремительно вымывается и утрачивается. Утрачивается тонкость восприятия красоты, а вместе с этим и понимание того, что красота не есть просто отражение определённого вкуса, что это не модное и мимолётное, а нечто более глубокое, вечное…

В водовороте современности мы, к сожалению, во многом утратили саму потребность в изяществе высокой поэзии. Вольно или невольно преступили мудрый завет, идущий из глубины веков, из уст Сикибу Мурасаки, величайшей поэтессы японского средневековья (XI в.): «Там, где льются изящные стихи, не остаётся места суесловию».

Они связаны многими нитями — «Египетские ночи» А.С. Пушкина, «Белые ночи» Ф.М. Достоевского и вот теперь эти необычные «рукотворные» ночи потрясающе глубокой и невероятно музыкальной поэзии А.А. Блока — ночи белые, чёрные, голубые, светлые, огневые, синие… Все те эпитеты, которые Блок не раз использовал в своём творчестве. Ночи и в зной, и в стужу… Ночи загадочного и мистического Петербурга…

48 стихотворений и 1 поэма Александра Блока (из 10 циклов/сборников), музыка Фридерика Шопена и Эннио Морриконе, Дмитрия Шостаковича и Евгения Доги... 9 фильмов-романсов, созданных на основе фондов «Мосфильма» и «Ленфильма», лучших экранизаций бессмертных произведений А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и И.С. Тургенева...

Колокольня Николо-Богоявленского морского собора у Крюкова канала С.-Петербурга и купол Санта-Мария-дель-Фьоре на Соборной площади Флоренции, ангелы на вершине Александровской колонны и на шпиле Петропавловского собора, разводные и пешеходные мосты Северной Венеции, ночные витражи петербургских каналов...

Александр Блок. Из записных книжек (1906-1912)

Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды. Из-за них существует стихотворение. /Декабрь 1906 г./

Музыка потому самое совершенное из искусств, что она наиболее выражает и отражает замысел Зодчего. Её нематериальные, бесконечно малые атомы — суть вертящиеся вокруг центра точки. Оттого каждый оркестровый момент есть изображение системы звёздных систем… Музыка творит мир. Она есть духовное тело мира… Поэзия исчерпаема, так как её атомы несовершенны — менее подвижны. Дойдя до предела своего, поэзия, вероятно, утонет в музыке. /29 июня 1909 г./

Во всех нас очень много настоящего и лишь одна капля будущего. /17 февраля 1909 г./

В большинстве случаев люди живут настоящим, т. е. ничем не живут, а так — существуют. Жить можно только будущим. /24 марта 1912 г./

Максимилиан Волошин (1907)

Для Блока и мечты и сон являются безвыходными состояниями духа. Его поэзия — поэзия сонного сознания. В таком состоянии духа живут созерцатели, охваченные религиозной мечтой; так чувствовали себя испанские мистики XVII века, отдавшиеся культу Девы Марии, и средневековые трубадуры, посвятившие себя служению Прекрасной Даме. Поэзия Блока и есть служение Вечной Женственности, кумир Прекрасной Дамы. <…>

Поэт проходит по улицам и площадям реального города, и несомненно, что город этот Петербург... Толпа толкает, затирает его; он слышит и гул голосов, и шум фабрик, но всё это отделено от него тихим лунным туманом, и всё происходящее вокруг него он ощущает и переживает не здесь, а в невидимом граде мечты своей. Всё, что приходит извне, претворяется сквозь сонный кристалл его сознания. <...>

Смутность эта напоминает притчу Платона о рабах, прикованных в пещере у стены, и они имеют понятие о мире только по тем теням, которые скользят по сводам, но кто проходит там у них за спиной, за стеной и какой огонь бросает отблеск на своды их пещеры, они не знают. Таково наше познание мира. Не передана ли высшая реальность души в этих смутных тенях, бегло зачерченных поэтом сонного сознания?

Владислав Ходасевич (1931)

В Блоке осуществился идеал символизма: соединение поэта и человека. Можно сказать, что поэзией было пронизано всё физическое существо его... У него был тончайший слух — он умел улавливать отдалённый звук того, чему предстоит свершиться. Отчасти в этом и коренится властный, но смутный магизм его поэзии... Прошлое для Блока есть сон о настоящем, но само настоящее — сон о будущем. Явь каждой предшествующей минуты — есть сон о последующей. Мы живём во сне и в действительности одновременно.

Валерий Брюсов. Из предисловия к сборнику «Urbi et Orbi» (1903)

Книга стихов должна быть не случайным сборником разнородных стихотворений, а именно книгой, замкнутым целым, объединённым единой мыслью. Как роман, как трактат, книга стихов раскрывает своё содержание последовательно от первой страницы к последней.

Стихотворение, выхваченное из общей связи, теряет столько же, как отдельная страница из связанного рассуждения. Отделы в книге стихов — не более как главы, поясняющие одна другую, которые нельзя переставлять произвольно.

И в памяти чёрной пошарив, найдёшь
До самого локтя перчатки,
И ночь Петербурга, и в сумраке лож
Тот запах и душный и сладкий.

И ветер с залива. А там, между строк,
Минуя и ахи, и охи,
Тебе улыбнётся презрительно Блок —
Трагический тенор эпохи.

/ Анна Ахматова, 9 сентября 1960 г. /