- Альбом. Оглавление
- 1. Белые ночи
- 2. Повесть ласковой любви
- 3. Девушка пела в церковном хоре
- 4. Лучезарное виденье
- 5. Ты в эти дни была моя
- 6. Моя любовь, моя царица
- 7. Лебединая песня
- 8. Заколдованная любовь
- 9. На закате
- 10. Нет, я не жду любви ответной
- 11. Твое лицо
- 12. Твои бессонные глаза
- 13. Кармен
- 14. Соловьиный сад
- 15. Пойми же
- 16. В этой бездонной лазури
- 17. Помнишь ли ты
- 18. Вдохновенья обманутых дней
I. НОЧИ БЕЛЫЕ
II. НОЧИ ЧЕРНЫЕ
III. НОЧИ ГОЛУБЫЕ
IV. НОЧИ СВЕТЛЫЕ
V. НОЧИ ОГНЕВЫЕ
VI. НОЧИ СИНИЕ
Руслан Богатырев // Сольный web-альбом «Александр Блок. Белые ночи» (2019)
Аранжировка: Олег Князев, Сергей Каминский / Дизайн обложки: Анна Байбакова.
Дата выпуска: 7 августа 2019 г.
I. Ночи белые — Лишь мечтанье о далёком |
1. Белые ночи | (муз. Александр Суханов) | / С.-Петербург | |
2. Повесть ласковой любви | (муз. Кирилл Молчанов) | / С.-Петербург | |
3. Девушка пела в церковном хоре | (муз. Эннио Морриконе) | / Кронштадт |
II. Ночи чёрные — Воск души блаженной тает |
4. Лучезарное виденье | (муз. Фридерик Шопен) | / Флоренция | |
5. Ты в эти дни была моя | (муз. Александр Суханов) | / фильм-романс | |
6. Моя любовь, моя царица | (муз. Александр Суханов) | / фильм-романс |
III. Ночи голубые — В прозрачную ночь |
7. Лебединая песня | (муз. Игорь Двуреченский) | / фильм-романс | |
8. Заколдованная любовь | (муз. Ольга Никитина) | / фильм-романс | |
9. На закате | (муз. Александр Суханов) | / фильм-романс |
IV. Ночи светлые — Когда в Неву глядят мосты |
10. Нет, я не жду любви ответной | (муз. Александр Суханов) | / фильм-романс | |
11. Твоё лицо | (муз. Игорь Двуреченский) | / фильм-романс | |
12. Твои бессонные глаза | (муз. Игорь Двуреченский) | / фильм-романс |
V. Ночи огневые — В реке ночной моих живых стихов |
13. Кармен | (муз. Евгений Дога) | / танго | |
14. Соловьиный сад | (муз. Александр Суханов) | / вальс | |
15. Пойми же | (муз. Марио Клавель) | / румба, фильм-романс |
VI. Ночи синие — Помнишь ли синюю дымку вдали |
16. В этой бездонной лазури | (муз. Энрико Росси) | / С.-Петербург | |
17. Помнишь ли ты | (муз. Дмитрий Шостакович) | / С.-Петербург | |
18. Вдохновенья обманутых дней | (муз. Александр Суханов) | / С.-Петербург |
СФИНКС Шевельнулась безмолвная сказка пустынь, Голова поднялась, высока. Задрожали слова оскорблённых богинь И готовы слететь с языка... Преломилась излучиной гневная бровь, Зарываются когти в песке... Я услышу забытое слово Любовь На забытом, живом языке... Но готовые врыться в сыпучий песок Выпрямляются лапы его... И опять предо мной — только тайный намёк — Нераскрытой мечты торжество. / Александр Блок, 8 ноября 1902 г. / |
Русская и западная музыка принципиально отличаются в своих истоках, в своих акцентах и приоритетах. К сожалению, сегодня у нас это понимание во многом утрачено. Мы редко ценим ту самобытность, которая нам досталась по наследству.
Русская музыка в своих истоках не просто духовно-возвышенная, но изначально служила нетленной бумагой, вечным носителем слова исповедального. Формировалась вне любого музыкального инструмента. Лишь распетое слово и человеческий голос, устремлённые ввысь, к самому Небу.
Кармен-романсы, отдавая приоритет Слову над Музыкой, но при этом не затмевая её, помогают улавливать тончайшие оттенки безмолвного хрустально-чистого мира, слушать и внимать мудрости тишины…
Русские кармен-романсы создаются по образу и подобию флорентийской мозаики — уникальной технологии камнерезного искусства, зародившейся под покровительством семейства Медичи во Флоренции, легендарной колыбели эпохи итальянского Возрождения. Мозаики из драгоценных и полудрагоценных камней разных форм, состыкованных в единый рисунок так, что граница между ними практически незаметна.
Эрмитажная музыка, кармен-романсы, поэтическая инкрустация, триарты (тройки произведений), выразительное распетое слово (интон), фильмы-романсы на основе шедевров советского кино, пейзажные и танцевальные видеоминиатюры, выпуск именно web-альбома… Всё это детали. Возможно важные. Но они не должны затмевать главного: преклонения перед Словом.
Анатоль Франс весьма тонко раскрыл самую суть высокой поэзии: «Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают. Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас». Ту же мысль можно уловить и в записных книжках Александра Блока: «Cтихи — это молитвы».
Но именно молитвенность (небесная возвышенность слова, звука, наших помыслов) — как раз то, что сегодня стремительно вымывается и утрачивается. Утрачивается тонкость восприятия красоты, а вместе с этим и понимание того, что красота не есть просто отражение определённого вкуса, что это не модное и мимолётное, а нечто более глубокое, вечное…
В водовороте современности мы, к сожалению, во многом утратили саму потребность в изяществе высокой поэзии. Вольно или невольно преступили мудрый завет, идущий из глубины веков, из уст Сикибу Мурасаки, величайшей поэтессы японского средневековья (XI в.): «Там, где льются изящные стихи, не остаётся места суесловию».
Они связаны многими нитями — «Египетские ночи» А.С. Пушкина, «Белые ночи» Ф.М. Достоевского и вот теперь эти необычные «рукотворные» ночи потрясающе глубокой и невероятно музыкальной поэзии А.А. Блока — ночи белые, чёрные, голубые, светлые, огневые, синие… Все те эпитеты, которые Блок не раз использовал в своём творчестве. Ночи и в зной, и в стужу… Ночи загадочного и мистического Петербурга…
48 стихотворений и 1 поэма Александра Блока (из 10 циклов/сборников), музыка Фридерика Шопена и Эннио Морриконе, Дмитрия Шостаковича и Евгения Доги... 9 фильмов-романсов, созданных на основе фондов «Мосфильма» и «Ленфильма», лучших экранизаций бессмертных произведений А.С. Пушкина и Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и И.С. Тургенева...
Колокольня Николо-Богоявленского морского собора у Крюкова канала С.-Петербурга и купол Санта-Мария-дель-Фьоре на Соборной площади Флоренции, ангелы на вершине Александровской колонны и на шпиле Петропавловского собора, разводные и пешеходные мосты Северной Венеции, ночные витражи петербургских каналов...
Александр Блок. Из записных книжек (1906-1912)
Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды. Из-за них существует стихотворение. /Декабрь 1906 г./
Музыка потому самое совершенное из искусств, что она наиболее выражает и отражает замысел Зодчего. Её нематериальные, бесконечно малые атомы — суть вертящиеся вокруг центра точки. Оттого каждый оркестровый момент есть изображение системы звёздных систем… Музыка творит мир. Она есть духовное тело мира… Поэзия исчерпаема, так как её атомы несовершенны — менее подвижны. Дойдя до предела своего, поэзия, вероятно, утонет в музыке. /29 июня 1909 г./
Во всех нас очень много настоящего и лишь одна капля будущего. /17 февраля 1909 г./
В большинстве случаев люди живут настоящим, т. е. ничем не живут, а так — существуют. Жить можно только будущим. /24 марта 1912 г./
Максимилиан Волошин (1907)
Для Блока и мечты и сон являются безвыходными состояниями духа. Его поэзия — поэзия сонного сознания. В таком состоянии духа живут созерцатели, охваченные религиозной мечтой; так чувствовали себя испанские мистики XVII века, отдавшиеся культу Девы Марии, и средневековые трубадуры, посвятившие себя служению Прекрасной Даме. Поэзия Блока и есть служение Вечной Женственности, кумир Прекрасной Дамы. <…>
Поэт проходит по улицам и площадям реального города, и несомненно, что город этот Петербург... Толпа толкает, затирает его; он слышит и гул голосов, и шум фабрик, но всё это отделено от него тихим лунным туманом, и всё происходящее вокруг него он ощущает и переживает не здесь, а в невидимом граде мечты своей. Всё, что приходит извне, претворяется сквозь сонный кристалл его сознания. <...>
Смутность эта напоминает притчу Платона о рабах, прикованных в пещере у стены, и они имеют понятие о мире только по тем теням, которые скользят по сводам, но кто проходит там у них за спиной, за стеной и какой огонь бросает отблеск на своды их пещеры, они не знают. Таково наше познание мира. Не передана ли высшая реальность души в этих смутных тенях, бегло зачерченных поэтом сонного сознания?
Владислав Ходасевич (1931)
В Блоке осуществился идеал символизма: соединение поэта и человека. Можно сказать, что поэзией было пронизано всё физическое существо его... У него был тончайший слух — он умел улавливать отдалённый звук того, чему предстоит свершиться. Отчасти в этом и коренится властный, но смутный магизм его поэзии... Прошлое для Блока есть сон о настоящем, но само настоящее — сон о будущем. Явь каждой предшествующей минуты — есть сон о последующей. Мы живём во сне и в действительности одновременно.
Валерий Брюсов. Из предисловия к сборнику «Urbi et Orbi» (1903)
Книга стихов должна быть не случайным сборником разнородных стихотворений, а именно книгой, замкнутым целым, объединённым единой мыслью. Как роман, как трактат, книга стихов раскрывает своё содержание последовательно от первой страницы к последней.
Стихотворение, выхваченное из общей связи, теряет столько же, как отдельная страница из связанного рассуждения. Отделы в книге стихов — не более как главы, поясняющие одна другую, которые нельзя переставлять произвольно.
И в памяти чёрной пошарив, найдёшь До самого локтя перчатки, И ночь Петербурга, и в сумраке лож Тот запах и душный и сладкий. И ветер с залива. А там, между строк, Минуя и ахи, и охи, Тебе улыбнётся презрительно Блок — Трагический тенор эпохи. / Анна Ахматова, 9 сентября 1960 г. / |
- «Ante Lucem» (1898-1900) — посв. К.М. Садовской.
- «Стихи о Прекрасной Даме» (1900-1902) — Москва, Гриф, 1905.
- «За гранью прошлых дней» (1897-1903)
- «Распутья» (1902-1904) — Стихотворения. Книга первая (1898-1904).
- «Снежная маска» (1907) — посв. Н.Н. Волоховой.
- «Разные стихотворения» (1904-1908) — Стихотворения. Книга вторая (1904-1908).
- «Фаина» (1906-1908) — Стихотворения. Книга вторая (1904-1908).
- «Кармен» (1914) — Стихотворения. Книга третья (1907-1916).
- «Арфы и скрипки» (1908-1916) — Стихотворения. Книга третья (1907-1916).
- «Страшный мир» (1909-1916) — Стихотворения. Книга третья (1907-1916).
- «Ты в эти дни была моя» — «Дама с собачкой» («Ленфильм», 1960) / А.П.Чехов
- «Моя любовь, моя царица» — «Пиковая дама» («Ленфильм», 1960) / А.С.Пушкин
- «Лебединая песня» — «Дворянское гнездо» («Мосфильм», 1969) / И.С.Тургенев
- «Заколдованная любовь» — «Прощание с Петербургом» (Ленфильм, 1972)
- «На закате» — «Пассажирка» («Мосфильм», 2008)
- «Нет, я не жду любви ответной» — «Гранатовый браслет» («Мосфильм», 1964) / А.И.Куприн
- «Твое лицо» — «Моонзунд» (Ленфильм, 1987)
- «Твои бессонные глаза» — «Белые ночи» (Мосфильм, 1959) / Ф.М.Достоевский
- «Пойми же» — «Анна Павлова» (Мосфильм, 1983-1986)